
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (просмотр)
-о специально оборудованных учебных кабинетах
В МДОУ д/с №18 «Сказка» функционируют компенсирующие группы и группа комбинированной направленности для детей 3-7 лет. Среди воспитанников есть дети следующих нозологических групп:
– дети с задержкой психического развития,
– дети с тяжелыми нарушениями речи.
В МДОУ для работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья есть кабинеты для коррекционной работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, групповые ячейки для каждой возрастной группы, физкультурный и музыкальный залы.
В групповых ячейках организованы центры для проведения занятий специалиста с детьми.
Кабинет педагога-психолога – специфическое помещение, которое служит определенным целям для обеспечения психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия участников процесса. В кабинете имеются разнообразные методические и игровые пособия для проведения коррекционно-развивающих занятия с детьми с ОВЗ
Кабинеты учителей – логопедов оснащены необходимой мебелью, оборудованием, дидактическими и игровыми материалами для организации образовательного процесса и коррекции речевых нарушений с детьми.
Кабинет учителя – дефектолога оснащён необходимым методическим и дидактическими пособиями для организации коррекционно – развивающего обучения с детьми с ОВЗ.
- Об объектах для проведения практических занятий
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарем, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Для полноценного осуществления образовательной деятельности по основной и адаптированным общеобразовательных программ в ДОУ групповые помещения, музыкальный и физкультурный залы оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил. В группах детского сада организованы специальные центры для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей; в том числе уголки уединения. Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. Предметно – пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы – развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал ("заместители"), мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в группах функционируют объекты (центры) с целью обозначения игровых и обучающих территорий:
1. Центр обучения и развития: проведение организованной образовательной деятельности с детьми
2. Центр художественного творчества: организация индивидуальной работы по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», организация выставок для детей тематических и традиционных, знакомство детей с работами выдающихся мастеров.
3. Познавательный центр: организация практической познавательной деятельности.
4. Центр конструктивного моделирования: обучение детей конструктивной деятельности с использованием строительного материала, конструктора, бумаги, бросового и природного материалов.
5. Центр книги: личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.
6. Центр экспериментирования: развитие у детей первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.
7. Центр театрализации: проведение развлечений, просмотр и показ спектаклей, театра; организация индивидуальной работы с детьми, развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков.
8. Физкультурный центр: проведение индивидуальных физкультурных занятий, удовлетворение двигательной активности детей.
9. Центр сюжетно – ролевых игр: формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно – ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.
10. Центр безопасности: проведение практических и тематических занятий по закреплению ПДД, ППБ, проведению игр и бесед по правилам дорожной безопасности, пожарной безопасности, профилактика бытовых травм.
11. Уголок дежурства: обучение детей хозяйственным делам, а также воспитание дисциплины и трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, уверенности.
- о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Библиотечный фонд ДОУ располагается в методическом кабинете, в котором собрана литература, необходимая для работы с детьми, родителями и педагогами:
• методическая литература по всем направлениям в рамках реализации ФГОС ДО: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.
• детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).;
• периодическая печать по вопросам дошкольного образования
Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.
Приспособленной библиотеки для инвалидов и лиц с ОВЗ в ДОУ не имеется.
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для развития физических качеств и двигательных умений детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в каждом здании МДОУ оборудован спортивный зал, физкультурные уголки в группах и игровые прогулочные площадки для каждой группы. В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в спортивном зале проводятся утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, спортивные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для проведения физкультурно-оздоровительной работы:
- физкультурное оборудование – гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков;
- спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
В спортивных уголках групп имеется оборудование для самостоятельной детской и совместной с воспитателем деятельности
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом образовательно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные презентации, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, демонстрационные модели)
- спортивные снаряды, мячи, кегли и т.п.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках организованной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания
Центральный вход - пандус присутствует, предусмотрена двустворчатая распашная дверь.
Конструктивные особенности здания ДОУ не предусматривают наличие подъемников.
Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации - отсутствуют.
Отсутствует специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование).
При необходимости для обеспечения доступа в здание ДОУ инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
- о специальных условиях питания
С целью обеспечения полноценного сбалансированного питания детей, посещающих ДОУ, питание осуществляется согласно требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». МДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное 4-х разовое питание при 12-часовом пребывании детей в детском саду по утвержденным нормам.
- о специальных условиях охраны здоровья
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в МДОУ созданы условия для охраны здоровья обучающихся.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется сотрудниками Детской поликлиники
В ДОУ оборудован медицинский блок, который имеет медицинский кабинет врача, процедурный кабинет , изолятор и оснащен необходимым оборудованием для осуществления медицинской деятельности.
В ДОУ созданы медико-гигиенические условия для:
- проведения профилактических осмотров;
- мероприятий по обеспечению адаптации;
- осуществления систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечения контроля за санитарно-гигиеническим состоянием помещений образовательного учреждения и выполнением санитарных норм и правил;
- осуществления контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- пропаганды и обучения навыкам ЗОЖ;
- организации оптимальной учебной и внеучебной нагрузки, режима коррекционных занятий.
Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи. С целью охраны и укрепления здоровья детей педагогами используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье и развитии, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В ДОУ функционирует психолого – педагогический консилиум (ППк МДОУ), целью которого является создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого–педагогического сопровождения.
За каждой возрастной группой закреплена групповая ячейка (раздевальная, групповая (игровая), буфетная, туалетная, спальня). Для мытья посуды в буфетной оборудована мойка. В групповых помещениях имеется детская мебель, стулья и столы подобраны с учетом антропометрических данных детей. Раздевальные оборудованы индивидуальными шкафами для одежды и обуви, шкафы закреплены, спальни оснащены индивидуальными кроватями.
Здание детского сада оборудовано системами центрального водоснабжения, канализации и отопления. Соблюдается воздушно-тепловой режим: температура воздуха в помещениях 20-24°. Все помещения неоднократно проветриваются в течение дня. В детском саду соблюдается световой режим: используется левостороннее естественное освещение, уровень искусственного освещения соответствует нормативным требованиям.
Все помещения убираются влажным способом два раза в день с применением моющих средств, регулярно проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ д/с №18 «Сказка» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Педагоги используют разнообразное оборудование: мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры).
Технологии применяются в разных видах деятельности: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии педагога. ИКТ используются на разных этапах коррекционной работы, позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
- Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административными, педагогическими работникам и специалистами ДОУ.
Самостоятельного доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники ДОУ не имеют, специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ нет.
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 4 ноутбука, 2 персональных компьютера, все имеют выход в Интернет. Также имеются 2 фотоаппарата, телевизор, магнитофоны и музыкальные центры, В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами.
- наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»