Страница обновлена 02.12.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 "Сказка"

Страница обновлена 02.12.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 "Сказка"

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (просмотр)

-о специально оборудованных учебных кабинетах

В МДОУ д/с №18 «Сказка» функционируют  компенсирующие группы и группа комбинированной направленности для детей 3-7 лет. Среди воспитанников есть дети следующих нозологических групп:

– дети с задержкой психического развития,

– дети с тяжелыми нарушениями речи.

В МДОУ для работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья есть кабинеты для коррекционной работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога,  групповые ячейки для каждой возрастной группы, физкультурный и музыкальный залы.

В групповых ячейках организованы центры для проведения занятий специалиста с детьми.  

Кабинет педагога-психолога – специфическое помещение, которое служит определенным целям для обеспечения психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия участников процесса. В кабинете имеются разнообразные методические и игровые пособия для проведения коррекционно-развивающих занятия с детьми с ОВЗ

 

Кабинеты  учителей – логопедов оснащены необходимой мебелью, оборудованием, дидактическими и игровыми материалами для организации образовательного процесса и коррекции речевых нарушений с детьми.

Кабинет учителя – дефектолога  оснащён необходимым методическим и дидактическими пособиями для организации коррекционно – развивающего обучения с детьми с ОВЗ.

  • Об объектах для проведения практических занятий

 Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарем, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

Для полноценного осуществления образовательной деятельности  по основной и адаптированным общеобразовательных программ в ДОУ групповые помещения, музыкальный и физкультурный залы оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил. В группах детского сада организованы специальные центры для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей; в том числе уголки уединения.  Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. Предметно – пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы – развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал ("заместители"), мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.

 Для полноценного осуществления образовательной деятельности в группах   функционируют объекты (центры) с целью обозначения игровых и обучающих территорий:

1. Центр обучения и развития: проведение организованной образовательной деятельности с детьми

2. Центр художественного творчества: организация индивидуальной работы по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», организация выставок для детей тематических и традиционных, знакомство детей с работами выдающихся мастеров.

 3. Познавательный центр: организация практической познавательной деятельности.

 4. Центр конструктивного моделирования: обучение детей конструктивной деятельности с использованием строительного материала, конструктора, бумаги, бросового и природного материалов.

 5. Центр книги: личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.

 6. Центр экспериментирования: развитие у детей первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.

7. Центр театрализации: проведение развлечений, просмотр и показ спектаклей, театра; организация индивидуальной работы с детьми, развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков.

8. Физкультурный центр: проведение индивидуальных физкультурных занятий, удовлетворение двигательной активности детей.

9. Центр сюжетно – ролевых игр: формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно – ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.

10. Центр  безопасности: проведение практических и тематических занятий по закреплению ПДД, ППБ, проведению игр и бесед по правилам дорожной безопасности, пожарной безопасности, профилактика бытовых травм.

11. Уголок дежурства: обучение детей хозяйственным делам, а также воспитание дисциплины и трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, уверенности.

 - о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Библиотечный фонд ДОУ располагается в методическом кабинете, в котором собрана литература, необходимая для работы с детьми, родителями и педагогами:

• методическая литература по всем направлениям в рамках реализации ФГОС ДО: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

• детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).;

• периодическая печать по вопросам дошкольного образования

Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.

Приспособленной библиотеки для инвалидов и лиц с ОВЗ в ДОУ не имеется.

 -  об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Для развития физических качеств и двигательных умений детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в каждом здании МДОУ оборудован спортивный зал, физкультурные уголки в группах  и игровые прогулочные площадки для каждой группы. В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в спортивном зале проводятся утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, спортивные досуги, праздники и развлечения.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для проведения физкультурно-оздоровительной работы:

- физкультурное оборудование – гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков;

- спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.

В спортивных уголках групп имеется оборудование для самостоятельной детской и совместной с воспитателем деятельности

Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

 - о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом образовательно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в ДОУ  средства обучения:

- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные презентации, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);

- аудиовизуальные (слайды);

- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, демонстрационные модели)

- спортивные снаряды, мячи, кегли  и т.п.

Принципы использования средств обучения:

- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

- сотворчество педагога и обучающегося;

- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках организованной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания

Центральный вход - пандус присутствует,  предусмотрена двустворчатая распашная дверь.

Конструктивные особенности здания ДОУ  не предусматривают наличие подъемников.

Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации - отсутствуют.

Отсутствует специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование).

При необходимости для обеспечения доступа в здание ДОУ инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

 - о специальных условиях питания

С целью обеспечения полноценного сбалансированного питания детей, посещающих ДОУ, питание осуществляется согласно требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».  МДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное 4-х разовое питание при 12-часовом пребывании детей в детском саду по утвержденным нормам.

- о специальных условиях охраны здоровья

В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в МДОУ созданы условия для охраны здоровья обучающихся.

Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется сотрудниками   Детской   поликлиники  

В ДОУ оборудован медицинский блок, который имеет медицинский кабинет  врача, процедурный кабинет , изолятор и  оснащен необходимым оборудованием для осуществления медицинской деятельности.

 В ДОУ созданы медико-гигиенические условия для:

- проведения профилактических осмотров;

- мероприятий по обеспечению адаптации;

- осуществления систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

- обеспечения контроля за санитарно-гигиеническим состоянием помещений образовательного учреждения и выполнением санитарных норм и правил;

- осуществления контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

- пропаганды и обучения навыкам ЗОЖ;

- организации оптимальной учебной и внеучебной нагрузки, режима коррекционных занятий.

Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи. С целью охраны и укрепления здоровья детей педагогами используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье и развитии, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

В ДОУ функционирует психолого – педагогический консилиум (ППк МДОУ), целью которого является создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого–педагогического сопровождения.

За каждой возрастной группой закреплена групповая ячейка (раздевальная, групповая (игровая), буфетная, туалетная, спальня). Для мытья посуды в буфетной оборудована мойка. В групповых помещениях имеется детская мебель, стулья и столы подобраны с учетом антропометрических данных детей. Раздевальные оборудованы индивидуальными шкафами для одежды и обуви, шкафы закреплены, спальни оснащены индивидуальными кроватями.

Здание детского сада оборудовано системами центрального водоснабжения, канализации и отопления. Соблюдается воздушно-тепловой режим: температура воздуха в помещениях 20-24°. Все помещения неоднократно проветриваются в течение дня. В детском саду соблюдается световой режим: используется левостороннее естественное освещение, уровень искусственного освещения соответствует нормативным требованиям.

Все помещения убираются влажным способом два раза в день с применением моющих средств, регулярно проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.

- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ д/с №18 «Сказка» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Педагоги используют разнообразное оборудование: мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры).

  Технологии применяются в разных видах деятельности: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии педагога. ИКТ используются на разных этапах коррекционной работы, позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

- Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административными, педагогическими работникам и специалистами ДОУ.

Самостоятельного доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники ДОУ не имеют, специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ нет.
      В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 4 ноутбука, 2 персональных компьютера, все имеют выход в Интернет. Также имеются 2 фотоаппарата,  телевизор, магнитофоны и музыкальные центры,   В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами.   

 -  наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"